Первые воспоминания у приблизительно 40 % людей оказались вымышленными

Психологи пришли к выводу, что детские воспоминания, относящиеся к возрасту до двух – трех лет, конструируются искусственно на основе более позднего опыта.

Британские психологи опросили 6641 человека и выяснили: 38,6 % опрошенных считают, что их первое детское воспоминание относится к возрасту до двух лет. Сопоставление данных об этих образах показало, что такие воспоминания формируются искусственно на основе более позднего эмоционального опыта и информации, полученных от близких. Исследование опубликовано в журнале Psychological Science.

 

Согласно современным исследованиям, самые ранние воспоминания большинства людей относятся к возрасту от трех до трех с половиной лет. Неспособность восстановить в памяти более ранние события называют детской амнезией.

 

В новом исследовании приняли участие британцы в возрасте от 11 до 90 лет. Их попросили кратко описать свое первое воспоминание, не основанное на известных им семейных историях или фотографиях, и указать, в каком возрасте оно сформировалось. Затем добровольцы ответили на вопросы о том, какие эмоции вызвало у них это событие, насколько ярким было воспоминание, и насколько часто они обсуждали его с другими людьми.

 

2487 опрошенных отнесли свои первые воспоминания к возрасту младше двух лет, из них 893 — к возрасту до года. Чаще всего о таких ранних воспоминаниях говорили волонтеры среднего или пожилого возраста, у подростков и молодежи они встречались реже. Эти образы делились на три типа: прогулки в коляске, совместные занятия семьи (например, семейные поездки) и первые переживания негативных эмоций, например, грусти.

 

Сюжеты описанных воспоминаний / © Psychological Science

 

Психологи проанализировали детали описаний и ответы на дополнительные вопросы и пришли к выводу: большинство аномально ранних воспоминаний сконструированы искусственно, причем сами опрошенные не осознавали этого. По мнению ученых, в таких образах комбинируются эмоциональный опыт более старшего возраста (например, переживания страха или грусти) и информация, которые упоминали близкие: скажем, у матери была большая зеленая коляска. Постепенно человек может неосознанно дополнять такие конструкции новыми деталями. Обсуждая эти образы с другими людьми, человек закрепляет их в качестве воспоминания, которое кажется реальным.

Ранее канадские ученые пришли к выводу, что воспоминания о раннем детстве плохо сохраняются из-за особенностей нейрогенеза.